Милана Рассказова (alibra_school) wrote in edu_abroad,
Милана Рассказова
alibra_school
edu_abroad

Различия в обучении детей и взрослых английскому языку.

Хорошо известно, что у слушателей разных возрастов изучение английского языка проходит по-разному. Опытный преподаватель объяснит:
- почему дети в начальной школе схватывают новые слова, фразы на лету и начинают быстро говорить?
- почему подростки, с неохотой выполняют упражнения дома, а на уроке в группе сверстников начинают активно усваивать язык и демонстрировать свои знания?
- почему взрослым редко ставят на занятиях оценки?

В данной статье мы ответим на 3 перечисленных и много других вопросов. На примерах практики нашей школы объясним родителям, как учеба ребенка может быть эффективной и одновременно легкой. Покажем взрослым механизмы быстрого и прочного овладения иностранным языком. Одновременно станет понятным, почему только крупные школы обладают возможностью грамотно и эффективно учитывать все возрастные особенности.

«Яркое интересное предъявление материала привлекает внимание учеников»


«У детей происходит постепенная смена ведущей деятельности: от игровой к учебной»

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6 – 10/11 лет)

В нашей стране чаще всего дети начинают учить английский язык в младшем школьном возрасте. Например, в ALIBRA SCHOOL самые младшие группы принимают детей с 6 до 9 лет. По мнению ряда исследователей, это наиболее благоприятный возраст для знакомства с языком. Речевые способности еще находятся в стадии интенсивного развития, и дети являются своего рода «специалистами в овладении языка». Они быстро, легко и прочно запоминают большое количество слов, фраз, хорошо имитируют произношение, интонацию.

У младших школьников наиболее развита механическая память. Дети от 6 до 9 легко запоминают стихи, диалоги и даже небольшие тексты и затем воспроизводят их близко к тексту. Но им трудно дается реконструирование и перекомбинирование материала. Поэтому, на наших занятиях в младших возрастных группах нет заданий на пересказ своими словами, но учитель часто задает выучить наизусть.

Внимание младших школьников в основном непроизвольно и неустойчиво. Детям тяжело заставить себя сконцентрироваться, сосредоточиться. А вот запомнить большую часть информации «как бы само по себе» оказывается легко. Вот почему на занятиях так важно яркое интересное предъявление материала, которое привлечет внимание учеников (Рис.1), а также частая смена видов деятельности. Мы постоянно чередуем на уроках стихи, рифмовки, считалки, загадки, развивающие игры, проектную деятельность. Дети поют, рисуют, танцуют, инсценируют сказки на английском языке.
Особое внимание на занятиях с младшими школьниками наши преподаватели уделяют активизации основных каналов восприятия – визуального, слухового, телесно-чувственного. Система занятий построена так, чтобы дети сопровождали английские песни, фразы, рассказы своими движениями. Учебники и рабочие материалы снабжены красочными рисунками. При работе на доске или в тетради используются яркие маркеры.
У детей происходит постепенная смена ведущей деятельности: от игровой к учебной (Рис. 2). Игра позволяет создать у детей положительную мотивацию. Эффективность использования игровой формы в обучении доказана многими исследователями: Е.И. Негневицкой, Е.М. Матецкой, Г.А. Китайгородской, И.А. Зимней, Д.Б. Элькониным и другими.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ 11 – 14

В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Увеличивается ее объем, активно начинает развиваться логическая память. В этом возрасте для того, чтобы запомнить материал, ребенок может установить логическую связь между его частями. На занятиях усиливается роль анализа, обобщения, систематизации и повторения материала.

В учебных материалах для подростков мы меняем характер устных и письменных упражнений. Начинаем использовать на уроках появляющуюся в этом возрасте способность правильно читать с выражением. Включаем задания на пересказ как близко к тексту, так и своими словами. Дети могут самостоятельно готовить устные выступления. Письменная речь меняется и постепенно становится более богатой, переходит от изложения к сочинению.

У подростков постепенно формируются произвольное внимание и память. Упражнения составляются с учетом факта, что подростки могут определенное время концентрироваться на одном виде деятельности.

Подростком движет общение со сверстниками. Учеба в данном возрасте – средство самоутверждения в коллективе сверстников. Учитывая это, в ALIBRA SCHOOL специально тренируют преподавателей строить урок так, чтобы у каждого ученика появилась возможность проявить себя. Разные задания требуют применить творчество, смекалку, настойчивость, азарт соревнования или обсуждения. Мы активно сочетаем групповую и парную работу, в которой сами ученики частично выполняют функции учителя и самостоятельно осваивают и закрепляют новый материал.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (14/15 - 17 лет).

Учащиеся старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости, но развитие их интеллектуальной сферы еще продолжается. Развивается абстрактно-логическое, а также критическое мышление. Учащиеся с большим удовольствием теоретизируют, спорят, дискутируют, ищут причинно-следственные связи между явлениями, учатся доказывать, аргументировать.

Как правило, у учащихся особый интерес возникает к стране изучаемого языка (культуре, истории), а также к проблеме нравственных ценностей. Именно в этом возрасте мы рекомендуем зарубежные детские лагеря для совершенствования языковых навыков.

У школьников 12-16 лет возрастает самостоятельность, появляется более сознательное отношение к учебе, желание самостоятельно планировать свое обучение. По данной причине постепенно меняется роль учителя на занятии. Он становится партнером по общению, помощником. Он направляет учебный процесс.

Практика изучения языка старшими школьниками в ALIBRA SCHOOL строится с использованием следующих педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, ролевая игра (в том числе профессионально-ориентированная ролевая игра), игра проблемной направленности, дискуссии, мозговые атаки, проектная методика.

ВЗРОСЛЫЕ (18+)

В работе со взрослыми важно учитывать наличие у слушателей определенного жизненного опыта, а также ряд возрастных, социальных и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые их них.

Взрослые стремятся к активному участию в процессе обучения. Весь опыт ALIBRA SCHOOL позволяет утверждать, что наибольшая эффективность достигается при совместной деятельности преподавателя и учащегося на всех этапах учебного процесса от его планирования и подготовки до анализа результатов. Например, мы практикуем такие задания, где нет единственно правильного решения. Основная цель таких упражнений – развить языковые навыки на базе существующего индивидуального опыта слушателя.
У взрослых есть потребность в безотлагательном применении полученных знаний, умений, навыков. Для ее реализации мы применяем на занятиях ролевые игры, имитацию реальных жизненных ситуаций. Это существенно ускоряет применение языка в практике.
Взрослые учащиеся имеют более высокую мотивацию по сравнению с детьми и подростками. Они психологически настроены на то, чтобы получить запланированный результат и лучше осознают необходимость языка в их жизни. Тем не менее, в ALIBRA SCHOOL применяется целый комплекс мотивационных технологий. Слушателям не требуется САМОорганизация. Высокая мотивация поддерживается и управляется преподавателем, что значительно снижает нагрузку на учащихся.
Большинство взрослых негативно относятся к оцениванию их знаний. На занятиях в своей школе мы практикуем более эффективный прием. Сначала оценку результатов проводит сам учащийся. Затем результаты обсуждаются совместно преподавателем и учащимися.
С возрастом у многих людей способность к запоминанию падает. Поэтому наши взрослые слушатели не учат, например, грамматические правила, а изучают логику языка. Это позволяет освоить грамматику до уровня Upper Intermediate за 8 месяцев занятий «с нуля». Наработка лексики идет по специальному графику повторения слов, который разработан психологами на основе ритмов работы памяти человека. Для лучшего запоминания слов слушатели используют ассоциации, создают зрительные образы, интеллект-карты.

На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:

У слушателей разных возрастных групп существует ряд психолого-физиологических особенностей, которые необходимо учитывать на занятиях по английскому языку.
Младший школьный возраст. На занятиях важно яркое интересное предъявление материала, а также частая смена видов деятельности. Особое значение имеют активизация основных каналов восприятия и создание у детей положительной мотивации с помощью игр.
Подростковый возраст. На занятиях усиливается роль анализа, обобщения, систематизации и повторения материала. На уроках создаются условия, в которых у каждого ученика есть возможность проявить себя.
Старший школьный возраст. На занятиях эффективным является использование ролевых игр, дискуссий, игр проблемной направленности, проектной методики, обучения в сотрудничестве. Учитель на занятии становится партнером по общению, помощником, направляющим учебный процесс.
Взрослые слушатели. Преподавателю необходимо вовлекать учащихся на всех этапах учебного процесса, использовать различные игры и приемы, улучшающие и облегчающие запоминание материала и дающие возможность начать сразу применять полученные знания в жизни.

Методист сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL
Елена Юденкова

Использованная литература:
1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
2. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011.
4. Основы андрагогики / Т.А. Василькова. – М.:КНОРУС, 2011.

Более подробно о мотивации взрослых читайте статью методиста ALIBRA SCHOOL Елены Алексеевой на нашем сайте http://www.alibra.ru


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments